Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Для летального исхода достаточно и 60 км/ч: как устанавливается истина о ДТП 14 августа 2024

К сожалению, аварии на дорогах случаются ежедневно. Но почему это происходит? Далеко не всегда причина лежит на поверхности. Именно для того, чтобы ее выяснить, и проводятся автотехнические экспертизы.

Внушительный опыт вождения, технически исправное авто не всегда являются гарантом того, что автомобиль не станет участником ДТП. Погодные условия, неправильное поведение на дороге, превышение скорости и невнимательность обоих участников дорожного движения –  все это может стать причиной происшествия на дороге. О том, какие неисправности транспортного средства приводят к аварии, насколько сильны повреждения автомобиля после столкновения с дикими животными, а также о необычных случаях из практики рассказал начальник сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области подполковник юстиции Владимир Руденко.

По следам ДТП

Без участия эксперта-автотехника не обходится расследование ни одного уголовного дела по фактам дорожно-транспортных происшествий. В состоянии стресса участники ДТП с трудом могут понять, что все-таки произошло, а тем более объективно дать оценку своим действиям. В некоторых случаях узнать из уст пострадавших версию случившегося – уже невозможно… Заключение экспертизы расставляет точки над «i» в вопросе виновника столкновения.

– Основная наша задача – выяснение технической стороны события дорожно-транспортного происшествия и установление механизма происшествия, – рассказывает эксперт. – Мы исследуем место ДТП, параметры движения участников аварии, их взаимное расположение в момент первичного контакта, а также техническое состояние транспортного средства. Кроме того, мы имеем возможность установить технические возможности водителя транспортного средства предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

На место аварии эксперты-автотехники выбывают в составе следственно-оперативной группы, ведь для объективного исследования необходимо собрать следовую информацию с места происшествия. Тот случай, когда детали имеют значение. Владимир Руденко поясняет:

– Обстановка места дорожно-транспортного происшествия не может сохраняться длительное время, следы на месте аварии быстро уничтожаются либо проходящими транспортными средствами, либо в результате природных воздействий. В связи с этим эффективность расследования ДТП во многом зависит от того, насколько оперативно и качественно собрана информация с места происшествия.

Человеческий фактор

Причиной дорожно-транспортных происшествий порой становится халатное отношение автовладельца к своему транспортному средству – не своевременное техническое обслуживание автомобиля, а также не соблюдение скоростного режима.

Имея за плечами двадцатилетний опыт проведения автотехнических экспертиз, специалист отмечает, что порой автовладельцы не следят за техническим состоянием своего транспортного средства, мол, поезжу еще немного. Цена такой беспечности – человеческая жизнь. Владимир Руденко делится случаем из практики, когда водитель недооценил отсутствие запчасти на своем автомобиле:

– При проведении экспертизы проводилось исследование ходовой части автомобиля, где была установлена неисправность в виде отсутствия в конструктивном месте расположения поперечной штанги к кузову автомобиля. Как оказалось, деталь находилась в задней части салона транспортного средства. По результатам экспертизы установлено, что утрата этого элемента ходовой части произошла до происшествия, то есть, вероятно, что при движении водитель потерял автомобильную деталь и положил ее в салон. Таким образом, отсутствие одного элемента стало причиной потери устойчивости и управляемости автомобиля, что повлекло его опрокидывание. К сожалению, для водителя все закончилось летальным исходом.

Наиболее частые неисправности систем транспортных средств, которые являются причиной либо одной из причин ДТП, связаны с дефектом либо образованием критического износа деталей и узлов транспортных средств. Кроме того, встречаются случаи, когда во время движения у водителя отсутствует техническая возможность предотвратить столкновение из-за отказа тормозной системы по причине утечки тормозной жидкости из трубопроводов, имеющих сквозные повреждения или подверженных обильной коррозии. Таких примеров в экспертной практике немало.

Так, в Березовском районе 35-летний водитель не справился с управлением и съехал в кювет, в результате чего допустил столкновение с придорожным деревом. Он и двое пассажиров получили телесные повреждения и были госпитализированы. В ходе проведения автотехнической экспертизы установлено, что причиной ДТП стал критический износ шарнира правого наконечника тяги сошки и эксплуатация данного узла без смазки. Если бы водитель следил за техническим состоянием транспортного средства, аварии можно было бы избежать…

Притормози

Водители-участники ДТП зачастую рассказывают, что двигались на транспортном средстве с небольшой и допустимой скоростью и авария произошла по непонятным им причинам. Однако, так это или нет могут установить эксперты-автотехники.

– При проведении автотехнической экспертизы, – поясняет специалист, – мы устанавливаем параметры движения транспортных средств, наличие у водителя возможности предотвращения происшествия с момента возникновения опасности для движения, соответствие действий водителей требованиям Правил дорожного движения и нахождение в причинной связи, выявленных нарушений ПДД с совершенным происшествием. Скорость движения транспортного средства устанавливаем расчетным методом. За основу берем длину зафиксированных следов торможения при осмотре места происшествия. Также при исследовании видеозаписи момента происшествия можем определить скорость и другие параметры движения транспортного средства. А это очень важно для расследования данной категории преступлений.

Опираясь на личный опыт работы на местах аварии, Владимир Руденко объясняет, что риск летального исхода в случае столкновения автомобиля может быть и при скорости 60 км/ч. Бывали случаи сильного травмирования и даже гибели при резком торможении на сравнительно небольших скоростях. Например, при перевозке груза. Резкое нажатие на педаль тормоза – и груз по инерции перемещается вперед и травмирует людей в салоне.

Порой водители превышают установленную скорость движения в два раза. При максимально разрешенной скорости в населенных пунктах 60 км/ч скорость движения мотоцикла однажды составляла 130 км/ч, а при ограничении скорости в 90 км/ч – 180. Как отмечает эксперт, при достаточном объеме информации специалистам реально определить фактическую скорость движения автомобилей на момент совершения ДТП.

Осторожно, лось!

Страх многих автомобилистов, проезжающих вдоль лесного массива, встретить дикое животное, перебегающее дорогу. Ведь в таких ситуациях развязка событий может быть весьма трагична, несмотря на техническую исправность транспортного средства, движение с допустимой скоростью и собранность водителя. Как отмечают эксперты-автотехники, иногда нет возможности предотвратить происшествие.

– Наиболее опасные наезды на высоких животных, так как при ударе туша в несколько сотен килограммов падает на капот. Встречаются случаи, когда при столкновении животное попадает прямо в салон через лобовое стекло, – рассказал Владимир Руденко.

Последствия таких аварий для транспортного средства могут быть весьма различны – от трещин на бампере и проломленной решетки радиатора, деформации капота по всей его площади, салона и выбитого лобового стекла. К сожалению, некоторые «звериные» ДТП заканчиваются для водителя и пассажиров летально.

Вот пример. На 120 км автодороги P-85 Слоним-Высокое, вблизи д.Полевая Речица Жабинковского района, произошло столкновение автомобиля «Citroen» с автопоездом. В результате дорожно-транспортного происшествия водитель легковушки с пассажиром скончались на месте происшествия. Как оказалось, изначально перед автомобилем выбежала косуля и во избежание наезда на животное водитель «Citroen» выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автопоездом.

ДТП с участием диких животных чаще случаются в пятницу, субботу и воскресенье. Именно в эти дни отмечается наибольший автомобильный трафик. При встрече на дороге зверя многие водители подают звуковой сигнал, однако это, как правило, еще больше пугает животное и может стать причиной его непредвиденной реакции.


Источник информации: «abw.by»