Для несовершеннолетних на этапе начала и становления полового созревания Интернет и новые коммуникационные технологии ни в коем случае не являются пространствами, отделенными от их собственной реальности, скорее, они служат неотъемлемым компонентом их повседневной жизни, в которой они общаются, демонстрируют себя, ищут информацию. Здесь они сталкиваются случайно или целенаправленно с порнографическими материалами. Легкий доступ к порнографическим фильмам приводит к следующей ситуации: несовершеннолетние на этапе формирования сексуального поведения имеют возможность просматривать сексуальные взаимодействия, не имеющие отношения к реальной жизни с бесконечной сменой партнеров и нетрадиционными сексуальными связями.
Будет наивно полагать, что эти образы и фильмы никоим образом не повлияют на сексуальную самооценку и, возможно, также на структуру сексуальных предпочтений несовершеннолетних. Они затрагивают развитие сексуального самовосприятия и социализации гендерной роли. Воспринимаемые в порнографических фильмах образы сексуальных представлений автоматически оцениваются как выражение типичного для пола поведения в отношении взаимодействия между мужчинами и женщинами.
Интернет доступность приводит к тому, что сексуальность изучается путем просмотра изображений и видео, а не путем реальных физических опытов со сверстниками, которые стимулировали процесс естественного познания и психосексуального созревания.
Кроме того, наиболее тревожно, что с помощью простого онлайн-поиска, можно найти изображения всех видов парафилий, включая незаконные изображения, такие как сексуальное насилие, сексуальный контакт с животными, акты сексуального насилия над детьми.
Это становится очевидным при проведении судебных экспертиз. В ходе комплексной судебной психолого-психиатрической и медицинской сексологической экспертизы подростка 2007 г.р. по факту того, что он в лифте совершал действия сексуального характера в присутствии малолетней девочки 2011 года рождения и одновременно снимал весь процесс на камеру мобильного телефона. Подросток рассказывал, что на протяжении года у него появился интерес к просмотру порнографических фото и видео на телефоне. После начал сам изготавливать видео с сексуальным самоудовлетворением и отправлял их одноклассницам. Родители обращали внимание на чрезмерную увлеченность телефоном, которая привела к снижению успеваемости в школе, но о характере увлечений не догадывались, так как на телефоне стоял пароль, а попытки отобрать телефон вызывали агрессию со стороны подростка.
Экспертным исследованием в психосексуальном развитии подростка выявлена сложная дисгармония психосексуального развития – повышенный интерес к сексуальной тематике сводился к просмотру видеофильмов, включающих исключительно эротико-сексуальные темы без предшествующего развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной в отрыве от иных жизненных контекстов, что привело к односторонним знаниям в области взаимоотношения полов в целом, несформированными оказались предпосылки к развитию нормативных межпартнерских отношений, включающих коммуникацию, влюбленность, ощущение интимности взаимоотношений между полами.
Таким образом, задача любого родителя построить доверительные отношения со своими детьми и проводить грамотное, мягкое воспитание в области межпартнерских отношений, в том числе и сексуальных. В период полового созревания детей, важно, чтобы подростки были снабжены хорошим багажом знаний, и чтобы эти знания они не получали самостоятельно из сети Интернет. Если вы никогда не говорили о сексуальном воспитании, то найдите время для вашего первого разговора.
Руслан Габрилёв, официальный представитель управления ГКСЭ по Гомельской области